Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Схема процесса принятия закона». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Возможен и такой вариант, когда при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона. В этом случае закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы.
Для создания по-настоящему правового российского государства необходим порядок принятия федеральных законов в РФ, где основные принципы соблюдают:
- законность;
- научную обоснованность;
- демократизм;
- системность.
Содержание:
Понятие законодательного процесса
Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации; одобренные Государственной Думой Законы вмести с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний, заключениями Правительства Российской Федерации и другими необходимыми материалами в течении пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.
Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.
Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.
В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.
В правовой литературе данная стадия законодательного процесса получила название санкционирование. Однако, следует отметить что как правило в конституциях употребляется понятие «подписание» или «промульгация». Промульгация – это официальное провозглашение закона, принятого парламентом.
На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы.
Стадии законодательного процесса
Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
В Конституции дана характеристика Федерального собрания как законодательного органа страны. В этом понятии скрыты основные функции и предназначение парламента России: создавать правовые акты, заниматься законотворчеством. Для соблюдения порядка принятия законов в РФ, прежде чем каждое положение примет свой окончательный вид, над ним работают:
- государственные органы;
- общественные объединения;
- научные учреждения.
Однако в законодательном процессе некоторых стран парламентские процедуры в ряде случаев могут свестись к минимуму. Например, ордонансы правительства Франции, подписанные президентом республики, могут иметь силу закона и лишь ратифицируются французским парламентом. Иным механизмом законодательного процесса, позволяющим обойти парламентскую процедуру, является внепарламентский референдум, то есть такой референдум, вопрос на который выносится без предварительного рассмотрения законодательным органом и вступает силу без утверждения законодательной властью. Такая форма прямой демократии наиболее характерна для Швейцарии. Референдумы в Швейцарии, как правило, проходят четыре раза в год.
Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок.
Сторонники узкого понимания не считают выявление потребности принятия закона и подготовку законопроекта стадиями законодательного процесса. Поскольку эта работа все же непременно должна проводиться, рассмотрим эти виды деятельности в одном ряду с теми, которые и составляют собственно законодательный процесс. Принятие решения о подготовке законопроекта. Сделать это может Государственная Дума, Президент, Правительство, составляя план подготовки законопроектов. Каждый правотворческий орган готовит свой план проектных работ. Возможно совместное составление целевой комплексной программы.
Если федеральный закон отклонён Советом Федерации, он направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации. Парламент имеет право лишь рекомендовать принятие или отклонение вынесенного на референдум проекта и представить возможную альтернативу ему.
Тихомиров указывает следующие виды информации: ♦ о фактическом состоянии регулируемой сферы общественных отношений, о тенденциях и перспективах их развития (информация правовая, социологическая и т.д.); ♦ о состоянии законодательства в данной области; ♦ о зарубежном опыте правового регулирования данной сферы; ♦ научная информация; ♦ расчетная информация (экономическая, финансовая, демографическая, техническая и др.); ♦ прогнозная информация (о возможных последствиях действия закона); ♦ социальная информация (общественное мнение).
Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов. В Совете Федерации федеральный закон, принятый в порядке реализации согласительной процедуры, рассматривается в упрощенном порядке. Если при повторном рассмотрении федерального закона Государственная Дума приняла его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет (комиссия) Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Думой федерального закона без обсуждения. Если же при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума приняла его в измененной редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.
Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами. Таковые определяются не только существующими законами, но и регламентами соответствующих палат парламента — особыми внутренними нормативными актами, устанавливающими порядок работы законодательного органа по всем вопросам его ведения[3].
В структурах проводят:
- принятие решений о необходимости очередной разработки;
- подготавливают предложения;
- обосновывают идею;
- дают экспертную оценку;
- обсуждают возникающие вопросы со специалистами.
Она служит базой всей законотворческой работы. Сейчас редко законопроект пишется с «чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. Ю.А. При внесении в Государственную Думу законопроекта субъекты права законодательной инициативы должны представить пояснительную записку к законопроекту, содержащую предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта; текст законопроекта, с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона.
Кто является инициатором предложений?
При этом учитываются предложения заинтересованных органов и субъектов Федерации, депутатов, научных учреждений, а также мнения граждан и их объединений, высказанные в печати или письмах. Идея о принятии того или иного закона возникает по-разному. Иногда она рождается в общественной дискуссии. Но сегодня это является редкостью. Политические партии, стремясь донести свои идеи до масс, могут оформить их в виде предложения принять какой-либо закон. Во многих случаях законопроекты будируются экономически влиятельными группами или их лоббистами (страховщиками, банкирами, риелторами и т.п.). Иногда идея рождается спонтанно. Сбор необходимой информации.
Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).
Методы сбора информации могут быть самыми различными: ♦ анализ литературных источников (книги, сборники, периодика, архивные документы и др.); составление поисковых вопросов, обращённых к ведомствам, предприятиям, учреждениям, специалистам, ученым и т.п.; ♦ направление запросов в государственные структуры, обладающие в силу выполняемых ими функций специальной информацией; ♦ исследование исторической информации; ♦ анализ нормативных правовых аналогов, как российских, так и зарубежных, и др. Главное, чтобы полученная информация была достаточной и комплексной.
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов.
Государственных деятелей, причастных к порядку принятия законов, в РФ много, их количество не ограничено. Главное место в работе этой сложной программы занимает Федеральное собрание — по определению конституционного права. Все функции в законодательном процессе распределены регламентом между стадиями, формами и участниками.