Схема процесса принятия закона

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Схема процесса принятия закона». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Возможен и такой вариант, когда при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона. В этом случае закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы.

Для создания по-настоящему правового российского государства необходим порядок принятия федеральных законов в РФ, где основные принципы соблюдают:

  • законность;
  • научную обоснованность;
  • демократизм;
  • системность.

Понятие законодательного процесса

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации; одобренные Государственной Думой Законы вмести с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний, заключениями Правительства Российской Федерации и другими необходимыми материалами в течении пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.
Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Все основные государственные законодательные положения, нормативно правовые акты собраны в единую, обладающую высшей юридической силой систему. Каждое проектируемое, рассматриваемое предложение, поданное, чтобы регламентировать управление государственными структурами в стране, предметы ведения субъектами, разрабатываются на основе конституционных норм. Законотворчество — это наука, без которой невозможно создать правовое государство. Для его построения соблюдается порядок принятия законов в РФ.

Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

В правовой литературе данная стадия законодательного процесса получила название санкционирование. Однако, следует отметить что как правило в конституциях употребляется понятие «подписание» или «промульгация». Промульгация – это официальное провозглашение закона, принятого парламентом.
На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы.

Стадии законодательного процесса

Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!

В Конституции дана характеристика Федерального собрания как законодательного органа страны. В этом понятии скрыты основные функции и предназначение парламента России: создавать правовые акты, заниматься законотворчеством. Для соблюдения порядка принятия законов в РФ, прежде чем каждое положение примет свой окончательный вид, над ним работают:

  • государственные органы;
  • общественные объединения;
  • научные учреждения.

Однако в законодательном процессе некоторых стран парламентские процедуры в ряде случаев могут свестись к минимуму. Например, ордонансы правительства Франции, подписанные президентом республики, могут иметь силу закона и лишь ратифицируются французским парламентом. Иным механизмом законодательного процесса, позволяющим обойти парламентскую процедуру, является внепарламентский референдум, то есть такой референдум, вопрос на который выносится без предварительного рассмотрения законодательным органом и вступает силу без утверждения законодательной властью. Такая форма прямой демократии наиболее характерна для Швейцарии. Референдумы в Швейцарии, как правило, проходят четыре раза в год.

Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок.

Сто­рон­ни­ки уз­ко­го по­ни­ма­ния не счи­та­ют вы­яв­ле­ние по­треб­но­сти при­ня­тия за­ко­на и под­го­тов­ку за­ко­но­про­ек­та ста­дия­ми за­ко­но­да­­тел­ьн­ого про­цес­са. По­сколь­ку эта ра­бо­та все же не­пре­мен­но долж­на про­во­дить­ся, рас­смот­рим эти ви­ды дея­тель­но­сти в од­ном ря­ду с те­ми, ко­то­рые и со­став­ля­ют соб­ст­вен­но за­ко­но­да­тель­ный про­цесс. При­ня­тие ре­ше­ния о под­го­тов­ке за­ко­но­про­ек­та. Сде­лать это мо­жет Го­су­дар­ст­вен­ная Ду­ма, Пре­зи­дент, Пра­ви­­тел­ьс­тво, со­став­ляя план под­го­тов­ки за­ко­но­про­ек­тов. Ка­ж­дый пра­во­­тво­рч­еский ор­ган го­то­вит свой план про­ект­ных ра­бот. Воз­мож­но со­вме­ст­ное со­став­ле­ние це­ле­вой ком­плекс­ной про­грам­мы.

Если федеральный закон отклонён Советом Федерации, он направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации. Парламент имеет право лишь рекомендовать принятие или отклонение вынесенного на референдум проекта и представить возможную альтернативу ему.

Ти­хо­ми­ров ука­зы­ва­ет сле­дую­щие ви­ды ин­фор­ма­ции: ♦ о фак­ти­че­ском со­стоя­нии ре­гу­ли­руе­мой сфе­ры об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, о тен­ден­ци­ях и пер­спек­ти­вах их раз­ви­тия (ин­фор­ма­ция пра­во­вая, со­цио­ло­ги­че­ская и т.д.); ♦ о со­стоя­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва в дан­ной об­лас­ти; ♦ о за­ру­беж­ном опы­те пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дан­ной сфе­ры; ♦ на­уч­ная ин­фор­ма­ция; ♦ рас­чет­ная ин­фор­ма­ция (эко­но­ми­че­ская, фи­нан­со­вая, де­мо­гра­­ф­ич­еская, тех­ни­че­ская и др.); ♦ про­гноз­ная ин­фор­ма­ция (о воз­мож­ных по­след­ст­ви­ях дей­ст­вия за­ко­на); ♦ со­ци­аль­ная ин­фор­ма­ция (об­ще­ст­вен­ное мне­ние).

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов. В Совете Федерации федеральный закон, принятый в порядке реализации согласительной процедуры, рассматривается в упрощенном порядке. Если при повторном рассмотрении федерального закона Государственная Дума приняла его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет (комиссия) Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Думой федерального закона без обсуждения. Если же при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума приняла его в измененной редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами. Таковые определяются не только существующими законами, но и регламентами соответствующих палат парламента — особыми внутренними нормативными актами, устанавливающими порядок работы законодательного органа по всем вопросам его ведения[3].

В структурах проводят:

  • принятие решений о необходимости очередной разработки;
  • подготавливают предложения;
  • обосновывают идею;
  • дают экспертную оценку;
  • обсуждают возникающие вопросы со специалистами.

Она слу­жит ба­зой всей за­ко­но­твор­че­ской ра­бо­ты. Сей­час ред­ко за­ко­но­про­ект пи­шет­ся с «чис­то­го лис­та». Ин­фор­ма­ция долж­на быть объ­ек­тив­ной, дос­то­вер­ной, свое­вре­мен­ной и пол­ной (но не из­бы­точ­­ной), дос­туп­ной и удоб­ной для поль­зо­ва­ния. Ю.А. При внесении в Государственную Думу законопроекта субъекты права законодательной инициативы должны представить пояснительную записку к законопроекту, содержащую предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта; текст законопроекта, с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона.

Кто является инициатором предложений?

При этом учи­ты­ва­ют­ся пред­ло­же­ния за­ин­те­ре­со­ван­ных ор­га­нов и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, де­пу­та­тов, на­уч­ных уч­ре­ж­де­ний, а так­же мне­ния гра­ж­дан и их объ­е­ди­не­ний, вы­ска­зан­ные в пе­ча­ти или пись­мах. Идея о при­ня­тии то­го или ино­го за­ко­на воз­ни­ка­ет по-раз­но­му. Ино­гда она ро­ж­да­ет­ся в об­ще­ст­вен­ной дис­кус­сии. Но се­го­дня это яв­­л­яе­тся ред­ко­стью. По­ли­ти­че­ские пар­тии, стре­мясь до­не­сти свои идеи до масс, мо­гут офор­мить их в ви­де пред­ло­же­ния при­нять ка­кой-ли­бо за­кон. Во мно­гих слу­ча­ях за­ко­но­про­ек­ты бу­ди­ру­ют­ся эко­но­ми­че­ски влия­тель­ны­ми груп­па­ми или их лоб­би­ста­ми (стра­хов­щи­ка­ми, бан­ки­­р­ами, ри­ел­то­ра­ми и т.п.). Ино­гда идея ро­ж­да­ет­ся спон­тан­но. Сбор не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ции.

Председатель Совета Федерации назначает ответственный комитет ответственный за рассмотрение данного закона Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации.

Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).
Ме­то­ды сбо­ра ин­фор­ма­ции мо­гут быть са­мы­ми раз­лич­ны­ми: ♦ ана­лиз ли­те­ра­тур­ных ис­точ­ни­ков (кни­ги, сбор­ни­ки, пе­рио­ди­­ка, ар­хив­ные до­ку­мен­ты и др.); со­став­ле­ние по­ис­ко­вых во­про­сов, об­ра­щён­ных к ве­дом­ст­вам, пред­при­яти­ям, уч­ре­ж­де­ни­ям, спе­циа­ли­стам, уче­ным и т.п.; ♦ на­прав­ле­ние за­про­сов в го­су­дар­ст­вен­ные струк­ту­ры, об­ла­даю­­щие в си­лу вы­пол­няе­мых ими функ­ций спе­ци­аль­ной ин­фор­ма­ци­ей; ♦ ис­сле­до­ва­ние ис­то­ри­че­ской ин­фор­ма­ции; ♦ ана­лиз нор­ма­тив­ных пра­во­вых ана­ло­гов, как рос­сий­ских, так и за­ру­беж­ных, и др. Глав­ное, что­бы по­лу­чен­ная ин­фор­ма­ция бы­ла дос­та­точ­ной и ком­­плек­сной.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов.

Государственных деятелей, причастных к порядку принятия законов, в РФ много, их количество не ограничено. Главное место в работе этой сложной программы занимает Федеральное собрание — по определению конституционного права. Все функции в законодательном процессе распределены регламентом между стадиями, формами и участниками.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.