Расширение земельного участка для строительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расширение земельного участка для строительства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для понимания ключевых особенностей того, как происходит присоединение земельного участка к основному без торгов, необходимо ознакомиться с понятийным аппаратом, с основными процедурными моментами, с порядком подачи заявления и прочей документации, со сроками и стоимостью оформления, а также с возможными причинами отказа.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 33 ЗК РФ определяются нормы предоставления в собственность гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Если такие размеры градостроительным регламентом не установлены, уточнённая площадь земельных участков не должна превышать площадь, внесённую в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем десять процентов (Письмо Минэкономразвития РФ от 02.12.2011 № Д23-4967).

  • Если соблюдён порядок согласования местоположения границ земельного участка (Письмо Минэкономразвития России от 16.10.2013 № ОГ-Д23-15044). В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Бесплатно дополнительный участок присоединить невозможно в реальности, но возможно в силу закона. В теории расширение границ участка выглядит так: Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Расширение для государственных нужд

Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка. После уточнения границ земельного надела расхождение с кадастровым учетом недвижимости по площади не должно превышать 10% (п.1 ч.5 ст.27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007 г.).

Поэтому помощь специалиста при подготовке документов будет как нельзя кстати. Это позволит сэкономить не только временные ресурсы, но и сократить затраты на оформление дополнительных документов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.

Популярные публикации в разделе Рынок недвижимости — Москва

Присоединение земельного участка к основному без торгов официально именуется прирезкой. Ранее аналогичные операции не могли осуществляться в законном порядке, однако, многие граждане не чурались охватывать дополнительные территории благодаря перестановке ограждений. Спустя некоторое время незаконно присоединённых участков стало настолько много, что компетентные инстанции приняли решение об изменении законодательства.

Органы местного муниципалитета и органы федеральной власти обязаны распоряжаться территориями по принципам справедливости, эффективности, открытости, публичности, а также прозрачности процедур по вопросу предоставления земли.

Для увеличения земельного участка путём присоединения пустующей территории необходимо обратиться в местные органы власти с заявлением об образовании земельного участка. В заявлении должны быть определены: цель использования участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Если пустующий надел никому не принадлежит, заявление рассмотрят в течение одного месяца и вынесут предварительное решение о возможности увеличения площади земельного надела (п. 4 ст. 34 ЗК РФ). Однако в положительном решении могут и отказать, если будут нарушены требования ст. 11.9 ЗК РФ, а именно:

  • если не соблюдены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельного участка, установленные градостроительными регламентами;

Земельная реформа, которая началась в 2015 году, одним из первых нововведений предоставила гражданину право увеличить площадь земельного участка за счет земель, которые находятся в муниципальной и государственной собственности. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, на практике возникает довольно много вопросов о том, как узаконить увеличение площади з/у в Москве и других регионах РФ.

Земля для физических и юридических лиц

Согласно ст. 11.1 главы 1.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Законодатель допускает наращивание размера ЗУ в следующих случаях:

  • сведения о наделе содержатся в ГКН, то есть, его границы уточнены;
  • площадь не превышает максимальную величину, установленную правилами застройки и землепользования;
  • пустующая земля, которая прилегает к участку и никому не принадлежит;
  • участок предназначен для, ведения подсобного или дачного хозяйства, огородничества или садоводства, ИЖС согласно 35 ст. ЗК РФ.

Орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).

При решении этих вопросов не должно быть приоритетов, особых условий для физических или юридических лиц, если иное не оговорено законом.

Благодаря этому в Земельном Кодексе Российской Федерации появилась глава №4, регламентирующая порядок перераспределения федеральных, муниципальных или частных участков земли. Стоит отметить, что земля за счет которой проводится процедура, не может относится к категории территорий общего пользования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Самовольное занятие территории

На практике такая необходимость возникает у них при продаже земельного участка. То есть процедуру прирезки земли (термин юристов-практиков) часто проходят задним числом: сначала владелец земли огородил себе участок больше, чем положено по документам, а уж потом решил узаконить это расхождение. В принципе, процедура расширения (или прирезки) ничем не отличается от первичного выделения земли.
Действующий Земельный Кодекс РФ регламентирует возможность для официального расширения участка земли заинтересованными гражданами. Это может быть осуществлено путем оформления прилегающих территорий. Соответствующие нормы утверждаются Федеральным Законом №171 от 23 июня 2014 года.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По закону присоединение земли возможно, если она относится к одной категории целевого назначения и к одному виду разрешённого использования (п. 6 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее – Закон о кадастре).

Как увеличить земельный участок?

Увеличить земельный участок можно двумя способами: за счёт межевания (геодезического способа уточнения границ земельного участка) и за счёт присоединения пустующей территории.
Увеличение размера участка за счёт межевания допускается:

  • Если уточнённая площадь участка не превышает определённого муниципальными властями минимального размера по виду его разрешённого использования (если такие предельные размеры установлены градостроительным регламентом; ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре).

Какой пакет документов необходим?

Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Важно! Вновь образуемое землевладение не должно превышать на минимальный размер площадь основного надела, установленный правилами застройки и землепользования.

Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего. «Прирезка»: что это такое и с чем ее едят «Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель.
Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.

Процедура присоединения земельного участка к основному без торгов

Это может быть государственная или муниципальная земля. Расширение площади земли возможно в различных ситуациях: во время уточнения границ; при процессе межевания ; увеличение посредством перераспределения; увеличение по дачной амнистии. Расширение проходит за счет соседней пустующей территории земли.
Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату.
Увеличение размера земельного надела может быть и без выкупа, без каких-либо сделок, обременительных соглашений. Зависеть это будет от федеральной или муниципальной собственности земли.
Практически во всех случаях, сформированные в 90-х годах земельные участки имеют только приблизительную площадь, которая по факту не соответствует площади земельного участка. Тем не менее, не принадлежащие никому смежные земельные участки можно присоединить к основному. Единственная проблема — эти смежные участки необходимо сформировать, а площадь их чаще всего менее 4-х соток. Бесплатно дополнительный участок присоединить невозможно в реальности, но возможно в силу закона.

При этом новый земельный участок, образованный в результате межевания, не формируется, и новый кадастровый номер ему не присваивается, а уточнение границ и площади участка осуществляется путём внесения органом кадастрового учёта изменений в сведения о его площади в государственный кадастр недвижимости. По итогам геодезической съемки земельного участка составляется его план-схема, в котором обозначаются его точные границы, площадь и местоположение.

Перераспределение земельных наделов не допускается в следующих случаях:

  • ЗУ не соответствует требованиям законодательства;
  • из присоединяемого надела можно сформировать самостоятельную единицу;
  • имеет место быть несоответствие вида разрешенного использования участка и территориальной зоны его месторасположения.


Другими словами, границы не могут выходить за так называемые красные линии, ограничивающие участки от дорог или иных объектов. Отдельными территориальными зонами в каждом конкретном случае считаются те территории, для которых определяются специальные границы и устанавливаются градостроительные регламенты.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.