Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плата за загрязнение окружающей среды». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Размер платежей зависит от количества размещенных отходов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Базовые нормативы и ставки оплаты, устанавливаются на местах.
Налогового кодекса производят уплату платы в бюджет по местонахождению источника (объекта) загрязнения окружающей среды, указанному в разрешительном документе, а по передвижным источникам загрязнения — по месту их государственной регистрации уполномоченным органом.
В начале 2002 г. был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ с почти аналогичным названием «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым Закон РФ № 2060-1 был признан утратившим силу. С июня 2002 г., когда Кассационная коллегия Верховного Суда РФ признала плату незаконной, а Постановление Правительства № 632 — недействительным, прекратила свое существование вся система экологических платежей. Следует отметить, что вышеуказанные платежи взимались в течение более 10 лет.
Содержание:
Расчет экологического сбора
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину вышеуказанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Регистрироваться в Росприроднадзоре плательщикам сбора не нужно – такого требования в действующем законодательстве нет.
Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.
Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В этот же срок нужно перечислить данный сбор в бюджет. Соответственно, с 21 числа начинает течь срок исковой давности.
За превышение установленных лимитов взимается плата в 5-кратном размере. При отсутствии разрешения на лимиты, к фактическому объему, загрязняющих веществ применяется 5-и кратный коэффициент от базового норматива оплаты.
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру». Фото Б.
Налогового кодекса ставки платы, утвержденные местными представительными органами по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, увеличиваются в 10 раз в случае допущения факта загрязнения окружающей среды сверх установленных лимитов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.
В каких случаях организация должна рассчитывать и уплачивать экологический сбор
РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) предусмотрено, что плата за загрязнение окружающей среды (далее — плата) взимается за осуществление на территории Республики Казахстан деятельности в порядке специального природопользования, определяемого законодательными актами Республики Казахстан.
Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.
Кроме своевременной уплаты экологического сбора, необходимо так же отчитаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), иначе и за это могут оштрафовать.
Еще по теме 5.2. Плата за загрязнение окружающей среды:
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения производится: за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, за другие виды загрязнения и размещения отходов. Данная плата направляется плательщиками на счета экологических фондов и в доход федерального бюджета.
Что же касается Федерального закона «Об охране окружающей среды», то им предусмотрено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Однако, к сожалению, указанным Законом не был установлен конкретный механизм исчисления данной платы, а другие законодательные акты по этому вопросу не были приняты до июня 2003 г.
Плата за загрязнение окружающей среды перечисляется предприятиями, организациями, учреждениями, юридическими и физическими лицами, занимающимися любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Завод в процессе своей производственной деятельности выбрасывает в воздух 5 т диоксида азота в год, что находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов. Норматив платы в 2005 г., согласно постановлению № 344 составлял 52 руб. с 1 т диоксида азота. Завод находится на территории г.
Плата за загрязняющие вещества и размещение отходов относится к обязательным платежам. Предельные лимиты устанавливаются территориальными органами по экологическому надзору РФ.
Природопользователи рассчитывают сумму сбора и составляют Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого истекшего квартала.
Закона РК «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) под природопользованием понимается пользование природными ресурсами в хозяйственной и иной деятельности человека.
Еще по теме 5.7. Плата за загрязнение окружающей среды:
Подпункт 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ разрешает включать в состав материальных расходов организации плату за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», в котором утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базовые нормативы платы за загрязнение.
Кроме того, к базовым нормативам устанавливается специальный коэффициент, который зависит от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России (приложение 10, табл. 5), а также от состояния водных объектов по бассейнам морей и рек (приложение 10, табл. 6). Если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Еще по теме ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
При этом сумма платы зависит также и от объемов выбросов. Они могут быть в пределах допустимых нормативов или в пределах установленных лимитов. Во втором случае ставки за единицу объема выбросов в пять раз выше, чем в первом.
Охрана окружающей природной среды защищается законом №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды и №96-ФЗ от 04 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».
При этом, срок исковой давности составляет 1 год со дня совершения нарушения и отсчитывается со следующего дня, следующего за днем, когда нужно было сдать Расчет и заплатить сбор.
То есть, ИП и организации, применяющие особые налоговые режимы (например – УСНО) должны уплачивать экологический сбор наравне с организациями, применяющими общую систему налогообложения.
Следует обратить особое внимание налогоплательщиков на то, что в соответствии с положениями Закона плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов взимается в повышенных размерах, установленных Налоговым кодексом.
При этом, не имеет значения, какую систему налогообложения применяет природопользователь. То есть, ИП и организации, применяющие особые налоговые режимы (например – УСНО) должны уплачивать экологический сбор наравне с организациями, применяющими общую систему налогообложения.
Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.
Так, нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ, или могут быть применены другие меры наказания (ч. 1 ст. 251 УК РФ). Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному фонду или сельскому хозяйству, наказываются штрафом от 100 до 200 МРОТ или другими мерами наказания (ч. 1 ст. 250 УК РФ).