Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причинно следственная связь в административном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В первую группу вошли составы преступлений, характеризующиеся в законе единством совершения действия и наступления вреда. Особенность этих преступлений состоит в том, что факт совершения действия и факт наступления преступного вреда неразрывно взаимосвязаны. Между ними отсутствует разрыв во времени и пространстве. Наличие вреда в самом факте совершения действия подразумевает причинность в действиях лица. Причем на первый план при доказывании выступает вредоносность преступного действия (бездействия). Для обоснования ответственности за такие преступления нет необходимости доказывать наличие причинной связи между действием и наступившим вредом.
Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии — необходимое основание наступления административной ответственности за его совершение. В качестве еще одного условия для привлечения к ответственности за нарушение обязательства, по общему правилу, выступает вина.
Содержание:
Объект и объективная сторона административного правонарушения
Наибольшее признание в науке и практике получили теории необходимого и случайного, возможного и действительного причинения.
В этой связи объектом любого административного правонарушения всегда выступают общественные отношения. Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, то есть личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарноэпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.
Бурное развитие автомобильного транспорта в ходе научно-технического прогресса резко обострило проблему обеспечения безопасности дорожного движения. Так, только в 2003 г. на территории Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий (в дальнейшем ДТП) возросло на 10,8 %, число погибших — на 7,1 % и раненых — на 13,1 %. Всего за 12 месяцев в нашей стране зарегистрировано 204267 ДТП, в которых погибли 35602 и получили ранения 243919 человек Ухудшение обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения отмечалось во всех федеральных округах.
Если в результате такого преступления наступают более тяжкие последствия, и они имеют значение для дополнительной квалификации преступления либо должны учитываться при назначении наказания, то в этом случае необходимо устанавливать наличие причинной связи. В эту группу входят, например, такие преступления, как нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ), незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 332 УК РФ), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ). Во вторую группу вошли составы преступления, момент окончания которых связан с доказыванием факта угрозы или возможности причинения вреда. Необходимость установления этой стадии возникает по ряду преступлений, момент окончания которых описан в законе на стадии создания угрозы причинения вреда.
Элементами (признаками) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Общественные отношения, являющиеся объектом административного правонарушения, регулируются нормами не только административного, но в ряде случаев — конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан. Задачи, связанные с охраной собственности, неотделимы от защиты экономических интересов граждан и хозяйствующих объектов. Именно поэтому в КоАП внесены нормы, касающиеся наказания за не соблюдение правил безопасности на дороге, охраны электросетей и т. д.
Бесплатная консультация юриста
Не каждое деяние, даже содержащее все рассмотренные выше признаки административного правонарушения (противоправность, виновность и наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение яйца, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица ^к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений. В состав административного правонарушения входит общий объект, представляющий собой общественные отношения. Данные взаимосвязи возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, находятся в сфере трудового и таможенного, финансового и земельного, а также других отраслей права.
Без преувеличения можно сказать, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения остается одной из острейших социально-экономических проблем, как в нашей стране, так и за рубежом.
Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки. 1. Противоправность действия (бездействия) . Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения; 2. Виновное действие (бездействие) .
Различия между административными правонарушениями и преступлениями
Члены органов управления хозяйственных обществ привлекаются к гражданско-правовой ответственности только при условии, если будет доказана их вина.
Категории необходимости и случайности более пригодны для характеристики процесса развития событий, чем для оценки роли каждого из них в этом процессе. Тогда как для практического решения вопроса важно не только проследить процесс развития явлений, который к моменту постановки вопроса о причинности уже совершился, но и установить роль каждого обстоятельства, предшествовавшего результату, в его наступлении. Для этого необходимо воспользоваться категориями возможности и действительности. Дело в том, что вызывающие результат многообразные обстоятельства играют в его наступлении неодинаковую роль: одни создают лишь возможность (абстрактную или конкретную) его возникновения, другие превращают уже возникшую возможность в действительность. Вопрос о том, какую причинно-следственную связь следует считать юридически значимой для наступления ответственности, является одним из самых дискуссионных в юридической литературе.
Понятие, признаки и состав административного правонарушения
Во многих странах законы об отдельных видах юридических лиц предусматривают нормы об ответственности управляющих, среди них США, Великобритания, Франция, Германия, Канада, Корея, Япония и другие.
Квалификация преступления по объективной стороне и вменение наступивших вредных последствий невозможны без установления причин- ной связи.
Проект Письма Министерства внутренних дел Российской Федерации «О внесении дополнения в Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения». В этой связи следует отличать указанные признаки административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
По Тюменской области рост некоторых показателей значительно выше, чем по стране в целом. Так, количество ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, возросло по России в целом на 5,6 %. Этот же показатель по Тюменской области равен 64,6 %. Рост количества ДТП с участием детей по России в целом отмечен на 8,2 %, а по Тюменской области -на 46,9%. В 2003 г. в расчете на каждые 10 тысяч транспортных средств произошло 59 ДТП. При этом в Тюменской области — 96 ДТП. В среднем по стране из каждых 100 тыс. жителей в ДТП пострадали 195 человек.
Понятие и состав административного правонарушения включают в себя и родовой объект. В его качестве выступают свободы и права граждан, собственность, личность, порядок управления, общественная безопасность, отношения в экономической сфере.
Вина члена органа управления в форме неосторожности возможна тогда, когда он при исполнении своей обязанности перед юридическим лицом не проявляет ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, и в результате с его стороны не приняты все надлежащие меры для надлежащего исполнения обязательства.
Применительно к правовой науке речь идет о приемах выявления юридически значимой причинной связи, необходимой и достаточной для привлечения нарушителя к ответственности.
Ее сторонники исходят из понимания вины не с точки зрения традиционного для уголовного права мнения о вине как о психическом отношении лица к своему поведению и к наступившим последствиям.
Теория необходимого и случайного причинения исходит из того, что среди причин, вызвавших результат, одни лишь случайно способствуют его наступлению, тогда как другие с необходимостью порождают результат. Только необходимая причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом может служить достаточным основанием для привлечения к ответственности. Если же причинность случайна, для привлечения к юридической ответственности нет объективных условий.
К ним относятся: деяние (действие или бездействие); его вредные последствия; причинно-следственная связь между деянием и последствиями; место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения. Деяние — обязательный и основной элемент объективной стороны, который проявляется в двух формах: действии и бездействии. Деяние следует рассматривать как активное поведение лица. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».
Субъект и субъективная сторона административного правонарушения
Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), оно тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.
Административное правонарушение обладает следующими признаками: — общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства; — противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права; — виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т.
У каждого конкретного проступка имеется и видовой (непосредственный) объект посягательств. Им может быть достоинство и честь гражданина, общественная нравственность и т. д.
И хотя опасность причинения вреда в определенный момент уже обособилась от опасного действия, она еще не реализовалась во вредный действительный результат. В силу этого возможность наступления вреда является определенной стадией процесса причинения и находится между действием и возможным преступным последствием. Обоснование ответственности за возможность причинения вреда связано с выявлением ее характера и степени.