Органы судебной власти

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы судебной власти». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Судебная власть — одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

В РФ дей­ст­ву­ют фе­де­раль­ные су­ды, кон­сти­ту­ци­он­ные (ус­тав­ные) су­ды и ми­ро­вые су­дьи субъ­ек­тов РФ. К фе­де­раль­ным су­дам от­но­сят­ся: Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ; Вер­хов­ный суд РФ, вер­хов­ные су­ды рес­пуб­лик, крае­вые и об­ла­ст­ные су­ды, су­ды го­ро­дов фе­де­раль­но­го зна­че­ния, су­ды ав­то­ном­ной об­лас­ти и ав­то­ном­ных ок­ру­гов, рай­он­ные су­ды, во­ен­ные и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные су­ды, со­став­ляю­щие сис­те­му фе­де­раль­ных су­дов об­щей юрис­дик­ции; Выс­ший ар­бит­раж­ный суд РФ, фе­де­раль­ные ар­бит­раж­ные су­ды ок­ру­гов (ар­бит­раж­ные кас­са­ци­он­ные су­ды), ар­бит­раж­ные апел­ля­ци­он­ные су­ды (соз­дан­ные в 10 су­деб­ных ок­ру­гах, на ко­то­рые раз­де­ле­на вся тер­ри­то­рия РФ), ар­бит­раж­ные су­ды субъ­ек­тов РФ.
Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).

Органы исполнительной власти РФ: понятие

Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.
Судебной деятельностью вправе заниматься граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Закон о статусе судей в Российской федерации устанавливает и дополнительные требования к судьям: избегать действий, умаляющих авторитет судебной масти, совершенных как при исполнении судейских обязанностей, так и во внеслужебных отношениях; не избираться депутатом, не принадлежать к политическим партиям и движениям; не заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Согласно Конституции РФ (ст. 118 п.2) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства – конституционного, гражданского, административного и уголовного [1].

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

Принципы осуществления судебной власти в РФ — это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

Судебная власть возложена на совокупность судебных органов от низовых до верховных. Каждый судебный орган разрешает конкретные дела самостоятельно, руководствуясь только законом и правосознанием. Совокупность судов именуется юстицией (от лат. слова — справедливость), а деятельность судов по разрешению правовых конфликтов — юрисдикционной и соответственно предметная и пространственная сферы этой деятельности — юрисдикцией. Деятельность по разрешению споров с созданием соответствующих органов может быть присуща и представительным органам (например, комиссия по этике при палате парламента) и исполнительным органам (например, ведомственный арбитраж), однако это своего рода исключения из правил и, кроме того, такая деятельность в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Сис­те­ма су­дов об­щей юрис­дик­ции – еди­ная сис­те­ма, со­стоя­щая из звень­ев и ин­стан­ций. Зве­но су­деб­ной сис­те­мы – оп­ре­де­лён­ное за­ко­ном по­ло­же­ние су­да в сис­те­ме су­дов с учё­том его ком­пе­тен­ции (под­суд­но­сти и т. п.). Ин­стан­ция – это эле­мент в сис­те­ме ста­дий су­до­про­из­вод­ст­ва. Раз­ли­ча­ют­ся су­ды пер­вой, кас­са­ци­он­ной (апел­ля­ци­он­ной) и над­зор­ной ин­стан­ций (напр., об­ла­ст­ной суд яв­ля­ет­ся вто­рым зве­ном в су­деб­ной сис­те­ме, но мо­жет дей­ст­во­вать как суд пер­вой, кас­са­ци­он­ной и над­зор­ной ин­стан­ции).
Структура как судебной системы в целом, так и состав отдельных её элементов и подсистем устанавливается федеральным конституционным законодательством, принятием в развитие указанных конституционных норм. Это законы «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О Конституционном суде РФ», «О военных судах РФ», «О мировых судьях в РФ» [4]. Однако правовое регулирование организации системы органов, осуществляющих судебную власть, на сегодняшний день не завершено. Таким образом, можно сказать, что судебная система РФ сегодня имеет сложную развитую структуру, которая сформулирована по принципам специализации и (конституционные суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции) и принципам государственно-территориального подчинения (федеральные суды и суды субъектов РФ).

Система органов судебной власти

Су­деб­ная власть – са­мо­стоя­тель­ная и не­за­ви­си­мая ветвь гос. вла­сти, соз­дан­ная для раз­ре­ше­ния на ос­но­ве за­ко­на со­ци­аль­ных кон­флик­тов ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и гра­ж­да­на­ми, са­ми­ми гра­ж­да­на­ми, юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми; кон­тро­ля за кон­сти­ту­ци­он­но­стью за­ко­нов; за­щи­ты прав гра­ж­дан в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми; кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем прав гра­ж­дан при рас­сле­до­ва­нии пре­сту­п­ле­ний и про­ве­де­нии опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти; ус­та­нов­ле­ния наи­бо­лее зна­чи­мых юри­ди­че­ских фак­тов.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Основаниями для прекращения полномочий судьи по закону являются: письменное заявление об отставке; по состоянию здоровья; переход на другую работу; истечение срока полномочий; прекращение гражданства РФ; увольнение судьи военного суда с военной службы.

Из трех властей, существующих в обществе, судебная власть — самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки, не располагает, как исполнительная власть, значительными финансовыми и силовыми средствами. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Роль Государственной думы в назначении Председателя

Конституционное право граждан на информацию в сфере организации судебной власти: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 — Конституционное право; муниципальное право.
Опыт современного государственного устройства в России показывает, что необходимым условием подлинного и эффективного разделения полномочий государственной власти, средством демократического правового преодоления возникающих государственно-правовых противоречий является учреждение и значительное повышение статуса судебной власти, осуществляемой конституционными (уставными) судами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, наделенными широкими полномочиями в сфере обеспечения соблюдения конституционной законности.
Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства.
Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном Суде РФ”. Уголовное, гражданское и арбитражное — по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ — Студопедия

Понятие «власть» означает способность оказывать определяющее влияние на деятельность, поведение людей в обществе, подчинять их своей воле с помощью применения определенных средств воздействия, в том числе путем формирования правового сознания, принятия обязательных для исполнения правовых велений, применения различных средств принуждения. Судебная власть как проявление государственной власти означает способность и возможность волевого воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом процессуальных формах.

Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля — он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка).

Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия, требовать от суда объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, оказывать незаконное воздействие на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Пра­во­су­дие в РФ как важ­ней­шая функ­ция су­деб­ной вла­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся от име­ни го­су­дар­ст­ва су­да­ми по­сред­ст­вом рас­смот­ре­ния в су­деб­ных за­се­да­ни­ях гра­ж­дан­ских, уго­лов­ных и др. дел в ус­та­нов­лен­ной за­ко­ном про­цес­су­аль­ной фор­ме. Пра­во­су­дие стро­ит­ся на за­кре­п­лён­ных в Кон­сти­ту­ции РФ де­мо­кра­ти­че­ских прин­ци­пах, от­ра­жаю­щих сущ­ность и за­да­чи пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва. Один из важ­ней­ших прин­ци­пов пра­во­су­дия в РФ – осу­ще­ст­в­ле­ние его толь­ко су­дом. Соз­да­ние чрез­вы­чай­ных су­дов и су­дов, не пре­ду­смот­рен­ных за­ко­ном, не до­пус­ка­ет­ся.

Роль Главы государства в функционировании исполнительной власти

Одной из гарантий самостоятельности и независимости судебной власти является несменяемость судей (ст. 121 Конституции). Судья не подлежит переводу на другие должности или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренных законом. Однако несменяемость не означает пожизненного пребывания судей в своей должности. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Необходимость разделения властей объективно базируется на несовпадении социальных интересов различных общественных групп, закономерного их отражения в реализации государственных функций. Состояние разделения властей предполагает создание правового механизма, реализующего взаимодействие названных подсистем государственной власти, формы их взаимного влияния, разрешения и преодоления возникающих в обществе конфликтных ситуаций, методы снятия противоречий.

Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Конституционное подчинение президенту РФ

Без сильной, самостоятельной и авторитетной судебной власти, безусловного исполнения вступивших в законную силу судебных решений всеми иными органами государственной власти немыслима новая демократическая государственность России. При этом именно система судебной власти и реализация ее полномочий призваны играть ведущую роль в утверждении конституционной законности, соблюдении принципа верховенства нрава в государственной и общественной жизни страны. Конституция признает за органами судебной власти право действовать самостоятельно и независимо от других отраслей государственной власти. Независимая судебная власть должна стать главным звеном в системе сдержек и противовесов, призванным предотвратить негативные тенденции в развитии российской государственности.
Принцип разделения властей — правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.

Судебная власть осуществляется только судом (Ст. 118). Это означает, что в России нет и не может быть никаких иных кроме судов, государственных, общественных и иных органов, которые бы разрешали и рассматривали гражданские, административные, уголовные и другие дела и применяли бы от имени государства легализированное принуждение. Существующие товарищеские, третейские суды, суды чести, арбитражные, информационные суды и прочие, не предусмотренные Конституцией и федеральными законами, не входят в судебную систему, судебной властью не обладают и не могут применять меры государственного принуждения. Разумеется, они не должны содержаться на средства налогоплательщиков.
В ст. 120 Конституции закреплен важнейший конституционный принцип организации судебной власти – принцип независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Отличие исполнительной власти и административной

К су­дам субъ­ек­тов РФ от­но­сят­ся кон­сти­ту­ци­он­ные (ус­тав­ные) су­ды субъ­ек­тов РФ и ми­ро­вые су­дьи, яв­ляю­щие­ся судь­я­ми об­щей юрис­дик­ции.
Юрисдикционная деятельности должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Социальная роль судебной власти состоит в утверждении господству права в обществе.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
В начале, приобрела форму теоретико-правовой концепции, которую впервые разработал английский философ Д. Локк, в последующем, многие ученые правоведы рассматривали данную теорию представления формирования политической власти в этом ключе. Целью являлось разработка идеальной модели, которая исключала бы такие негативные явления как: узурпацию, бюрократию и монополизацию власти. Сегодня многие современные правовые государства реализуют на практике разделение властей, и как правило, существует три основных ветви: законодательная, исполнительная и судебная.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.