Полномочия и ресурсы муниципального управления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия и ресурсы муниципального управления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальное управление можно рассматривать как вид социального менеджмента.

Как правило, для реализации местных полномочий формируется определенная структура органов власти, определяется круг подразделений и должностных лиц, но вместе с тем могут создаваться специальные органы, исполняющие государственные функции, или это может быть поручено профильным структурным подразделениям органов местного самоуправления. В любом случае передача полномочий всегда означает несение административной ответственности органов местного самоуправления перед государственными органами власти субъекта Федерации и страны и контроль с их стороны за исполнением. Здесь важным условием исполнения является наличие у органов местного самоуправления финансовых ресурсов, которые должны быть переданы им государством вместе с полномочиями.
Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления.

Муниципальное образование Новольвовское Кимовского района

Организационная структура муниципального управления – это состав, взаимосвязи и соподчиненность совокупности структурных подразделений местных органов, выполняющих различные функции по управлению муниципальным образованием.
Правотворческими полномочиями субъектов Российской Федерации в области земельных отношений являются: издание региональных законодательных и иных правовых актов о земле, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации, и иные, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или полномочиям органов местного самоуправления (п. 1 ст. 10 ЗК РФ).

Статья 12 Конституции РФ [1]: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» — фактически приравнивает понятия «местное самоуправление» и «органы местного самоуправления».
При условии, когда природные объекты и ресурсы находятся в муници­пальной или в частной формах собственности, государство применяет ме­тод разумной свободы хозяйствования природопользователя. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с нормами действующего законодательства о правовом режиме природного объекта или ресурса.

В хозяйственном обществе заработная плата — это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения — одна из важнейших задач управления.
Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений.

In the article the content of the concept of municipal resources is considered. It’s shown that municipal resource potential includes resources of business, non-profit nongovernment organizations and inhabitants in addition to local government’s resources. The task of mobilizing all kinds of resources for municipal development is formulated.

Под ресурсами муниципального образования (муниципальными ресурсами) обычно понимаются ресурсы, находящиеся в ведении и распоряжении органов местного самоуправления.

Как известно, проблем в жизни любого муниципального образования довольно много, и местная власть уполномочена решать их на своем уровне. Вместе с тем, рассматривая местное самоуправление как низовое звено в системе власти страны, государство наделяет органы местного самоуправления рядом государственных полномочий, так как именно на местах, в муниципальных образованиях они могут реализоваться более оперативно и с высокой степенью эффективности. Главное, чтобы в этом случае обеспечивался разумный баланс местных и государственных полномочий.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

С другой стороны, несомненные положительные результаты широкого участия жителей в процессе управления территорией не должны игнорироваться. Социальное партнерство городской власти и населения отражает объективную потребность социально-ориентированного управления.

Современная экономика Российской Федерации функционирует на основе использования разных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Их использование предопределило необходимость разграничения полномочий в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Население в муниципальном управлении выступает и как цель, и как объект, и как субъект управления одновременно. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

Экономические методы управления – это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов – создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене.

Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.
Сегодня наша страна переживает период реформ политической системы, которые требуют нового подхода к государственному и муниципальному управлению и, конечно, подготовки высококвалифицированных специалистов в этой области.

В советское время все виды природных ресурсов находились в государ­ственной собственности и, как уже отмечалось ранее, функции управления и распоряжения природными ресурсами находились в компетенции испол­нительных органов государственной власти.
Проблема муниципального управления, ввиду ее теоретической и прикладной значимости и актуальности, постоянно является объектом исследования ученых. Одной из самых крупных работ по исследованию системы муниципального управления является учебник «Система муниципального управления» под редакцией В.Б. Зотова, в котором последовательно изложено большинство вопросов, связанных с организацией и функционированием системы муниципального управления.
Функции государства по управлению природными ресурсами имеют двой­ственную природу. С одной стороны, государство непосредственно само яв­ляется собственником природных объектов и ресурсов. Оно вправе пользо­ваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои указания пользователям, владельцам и арендаторам государственных при­родных ресурсов. Однако, осуществляя данные полномочия, очень важно проявлять здоровый демократизм, предоставляя законным пользователям природных объектов свободу хозяйствования и поддерживая заинтересован­ность законных собственников в вопросах охраны и рациональном исполь­зовании природных ресурсов.
К числу местных полномочий относятся все те, которые обеспечивают жизнедеятельность населения. В их числе: управление местными финансами, имуществом, развитием всех видов образования, культуры, спорта, обеспечение условий для энергообеспечения, охраны общественного порядка и проч. Всего их по законодательству около 100. В число государственных полномочий входят вопросы оборонного характера, общественной безопасности, социальной направленности.

Распорядительными полномочиями в области природопользования на­делены все-собственники природных ресурсов и объектов. Об этом, в част­ности, имеются четкие предписания в Земельном кодексе РФ (ст, 9, 10, 11). Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельны­ми участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находя­щимися в собственности субъектов РФ, органы местного самоуправления распоряжаются и управляют земельными участками, находящимися в му­ниципальной собственности.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».
Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления.
Что же такое современное государственное и муниципальное управление? С одной стороны, это управление социальное, т.е. целенаправленное, организующее воздействие на коллективы людей для обеспечения материальных и духовных условий их жизнедеятельности.

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей.

Управление является также особым видом связей в системе субъект — объект. Это — активная и организующая деятельность. Она может осуществляться лишь должным субъектом. Не всякий человек способен быть лидером политической партии или руководить предприятием, райвоенкому бесполезно поручать управление городским транспортом. Для управления следует выбирать должный объект. Не все явления, события или состояния могут быть предметом управления людей (например, глобальные проблемы погоды, землетрясения или космос). Применять управленческие меры к недолжному объекту бесполезно.

Действующее законодательство Российской Федерации, на наш взгляд, формулирует т р и группы полномочий (правотворческие, управленческие и распорядительные), которыми располагают государственные и муниципальные образования в области земельных отношений.
В основе формирующихся в настоящий период экономических взаимо­отношений в РФ, напротив, находится многообразие форм собственности на природные ресурсы и объекты — государственная (федеральная и собствен­ность субъекта федерации), муниципальная, частная и иные виды (ст. 9 Конституции РФ). Это предопределяет необходимость разграничения пол­номочий по управлению природными ресурсами между Российской Федера­цией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

Бюджетные полномочия каждого уровня власти зависят также от распределения полномочий в налоговой сфере. Их называют налоговыми.

В советский период земля и другие природные ресурсы функционировали как государственная (общенародная) собственность. Управление и распоряжение земельными и другими природными объектами и ресурсами в тот период было возложено на исполнительные органы государственной власти, в том числе различные министерства и ведомства. Граждане и юридические лица располагали лишь правами землепользователей.

Одной из организационных форм, с помощью которой осуществляется функция защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.