Недостача основных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недостача основных средств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Справедливая стоимость — сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива, или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами (п. 4 П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»).

Начисляя налоговые обязательства на остаточную стоимость недостающих НМА, следует составить сводную НН с типом причины «13» не позднее последнего дня отчетного периода.

Недостача (порча) имущества может находиться в пределах нормы, указывающей на естественную убыль. При производстве продукции или ее обращении обычно указываются проценты возможных издержек. Когда же эти нормы превышаются, ответственность несут виновные лица.

«ДК» №47/2012 (рус.)

На наш взгляд, сумму износа нужно доначислить и отразить в бухучете, ведь фактически телефон использовался предприятием, и на момент обнаружения ошибки его балансовая стоимость не может признаваться на уровне первоначальной. В налоговом учете сумму амортизационных отчислений также можно показать в составе расходов плательщика. На основании абз. 2 п. 138.11 НКУ суммы амортизации за прошлые отчетные периоды (допустим, телефон приобретался в отчетном году) будут признаваться в составе административных расходов.
Следует детально рассмотреть, что считается недостачей ОС, как должен реагировать руководитель, если таковая выявлен по итогам совершенной инвентаризации, каким образом учитывается и списывается стоимость ненайденных (утерянных) объектов.

И людям, напрямую не причастным к исчезновению имущества (его порчи), но несущим за данное имущество материальную ответственность, приходится отвечать.
Как проходит инвентаризация ОС, какие должны быть оформлены документы и какие следует сделать проводки в учете по результатам проверки — читайте в статье ниже. Инвентаризация — одна из процедур контроля над сохранностью имущества компании. Суть ее в сопоставлении фактического наличия ценностей (денег, оборудования, зданий, а также обязательств) с данными бухучета.

На практике такие купюры обычно выявляются при сдаче денежных средств в банк. При возникновении сомнений в подлинности купюр работником банка оформляются акт и мемориальный ордер. Купюры направляются на экспертизу. При подтверждении факта подделки купюры изымаются, а страховой организации выдается копия акта экспертизы. Акт является основанием для признания недостачи.
Однако проверка количественного и качественного состояния ОС на предприятии должна осуществляться в строгом соответствии с нормативными инструкциями – только так можно обеспечить достоверность итогов проведенной ревизии.

На предприятии в результате инвентаризации выявлена недостача компьютера (первоначальная стоимость — 6000 грн., износ — 4500 грн.). Выяснилось, что компьютер был похищен, виновное лицо установлено, оно погасило сумму нанесенных убытков (2200 грн., определена путем независимой оценки). Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей.

Порядок проведения инвентаризации основных средств

Недостачи основных средств, по которым невозможно определить виновных, — своеобразный брак в работе бухгалтерии и руководителей соответствующих подразделений предприятия.
Работодатель обычно объясняет материально ответственным работникам их обязанности, но далеко не все граждане знают свои права.

Инвентаризационная ведомость – форма заполняется согласно унифицированным бланкам Постановлений Госкомстата № 88 от 18 августа 1998 г., № 26 от 27 марта 2000 г. В зависимости от инвентаризационного объекта могут использоваться формы ИНВ-1 (для объектов основных средств), ИНВ-1а (для объектов нематериальных активов), ИНВ-3 (для ТМЦ), ИНВ-11 (для расходов, относящихся к будущим периодам), ИНВ-15 (для наличных денежных средств) и прочие бланки. Прежде всего, необходимо выяснить причины обнаруженной недостачи, попытаться установить обстоятельства и реальных виновников произошедшего.

Кассир несет полную материальную ответственность за недостачу денежных средств в кассе. Он должен представить письменное объяснение причин недостачи. При отсутствии в кассе детектора валют признать кассира виновным лицом проблематично. В этом случае недостача списывается за счет собственных средств организации.

Каждое предприятие рано или поздно подвергает свое имущество инвентаризации, то есть проверки фактического наличия и сверки его с учетными данными. Инвентаризация основных средств может проходить по нескольким причинам:

  • замена ответственного за сохранность объекта лица;
  • контрольная проверка;
  • плановая проверка в конце отчетного года и пр.
Что касается НК, если он признавался в периоде приобретения ОС, никаких исправлений предприятие не делает (при условии использования телефона-факса в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности).

Инвентаризационная комиссия представляет сличительную ведомость (опись) объектов, ведомость расхождений, акт с изложением результатов инвентаризации. Эти документы являются основанием внесения записей в регистры бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств

Состав инвентаризационной комиссии должен включать:

  • материально ответственные лица;
  • представители бухгалтерии;
  • представители руководства;
  • иные лица, в том числе могут присутствовать и лица, не являющиеся работниками данной организации.

В отличие от бухгалтерского учета, налоговую амортизацию на этот объект не начисляют (в данном случае, даже если предприятие и приобрело такое ОС, но подтверждающих документов нет, это считается безвозмездно полученным ОС).

Чтобы отразить недостачи, в учете используется не только счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», но и другие счета.
Поскольку возможности избежать налоговых обязательств (как в случае с ОС) нет, а налоговики настаивают на нехозяйственном использовании — ничего не остается, как начислить налоговые обязательства.

В процессе деятельности предприятия нередко выявляются недостачи или излишки ТМЦ. Какие проводки по инвентаризации при расхождениях необходимо сделать бухгалтеру?
Поэтому, в случае обнаружения недостачи (порчи) имущества, прежде чем подписывать документы, нужно обязательно обратиться к юристу. Иначе всю ответственность владелец предприятия свалит на плечи одного ответственного человека, хотя доступ к ценностям могли иметь многие.

Составляется приказ форма ИНВ-22, который утверждает сроки проведения инвентаризации, а также в нем приводится перечень членов инвентаризационной комиссии, которая будет контролировать и проводить процесс пересчета.
Компания «Резиденс», которая начала свою деятельность на территории РФ в начале 2012 года, расширяет перечень предоставляемых услуг и географию работы.

Какова бы ни была причина, порядок проведения инвентаризации основных средств должен соблюдаться. В статье мы поговорим о том, как проходит данный процесс, какие документы заполняются в процессе инвентаризации, проводки, которые необходимо выполнить по окончании процесса.
В будущем амортизация в обоих учетах начинает начисляться со следующего месяца после отражения результатов инвентаризации и ввода объекта ОС в эксплуатацию (п. 146.2 НКУ и п. 29 П(С)БУ 7) на основании приказа руководителя предприятия при зачислении на баланс и акта по форме №ОС-1.

Кроме того, любой факт несоответствия между сведениями бухучета основных средств и фактическим положением дел в этой области должен быть документально зафиксирован и надлежащим образом проведен через учетную систему предприятия.
После того, как приказ составлен, в установленный срок начинается процесс инвентаризации, который заключается в пересчете всех имеющихся у предприятия объектов основных средств и занесении их наименования, номера и необходимые технические показатели в инвентаризационную опись форма ИНВ-1. Помимо того, что в инвентаризационной описи основных средств отражаются данные при фактической проверке объектов, туда также заносятся данные бухгалтерского учета.

Заметьте: последнюю проводку делаем только в том случае, когда в действиях виновного лица доказан умысел. Сумма, подлежащая перечислению в бюджет, рассчитывается как разница между суммой компенсации, которую возмещает виновное лицо, и балансовой стоимостью актива. Кроме того, до установления виновного лица, как мы уже отмечали, сумма убытков, нанесенных предприятию, учитывается на забалансовом счете 072.
Надо отметить, что выявление фактов недостачи ОС нередко происходит по результатам регламентированной инвентаризации. Подобные ситуации должны вызывать адекватную реакцию руководства соответствующей организации.

К тому же за обеспечение сохранности имущества, к примеру, от негативного влияния окружающей среды, должны нести ответственность и те лица, которые нематериально ответственные, но в чьи обязанности входит обеспечивать условия для надежного хранения товара.

На ситуацию не влияет выяснение обстоятельств — от кого конкретно фальшивые купюры поступили в кассу. Например, денежные средства за отчетный день поступили в кассу только от одного страхового агента. Агента нельзя признать виновным лицом, так как после того, как кассир подписал приходный кассовый ордер и принял деньги, ответственность за все последствия несет именно он.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.