Системы закона в италии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Системы закона в италии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В начале своего развития страны континентальной Европы не восприняли принципы общего права. В этот период закон становится основным источником права. Роль судебной практики в странах романо-германской правовой семьи, в отличие от англо-саксонской, может быть уточнена лишь в связи с законом и раскрывается лишь в толковании. В большинстве стран судебная практика не является источником права, что подтверждается общим правилом: «Не конкретные примеры, а законы имеют юридическую силу». Но после II мировой войны в Западной Европе появилась концепция судейского права. Так, высшие судебные инстанции ФРГ встали на путь судейского правотворчества. Кассационный суд Италии создаёт своими решениями судебный прецедент. В Швейцарии решения Федерального суда выступают источником права.

По форме правления Италия была конституционной монархией. Король считался верховным главой государства и был наделен широкими полномочиями: издавать декреты и регламенты помимо парламента; утверждать законы парламента; формировать правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом; назначать всех должностных лиц государства; исполнять обязанности главнокомандующего вооруженными силами; заключать международные договоры и объявлять войну.
Особое место среди высших государственных учреждений в Италии занимает Конституционный суд. Согласно конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан. Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против президента республики и министров.

Глава 1. источники уголовного права италии

К романо-германской правовой семье относятся национальные правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, католических и местных правовых традиций. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах в ХII-ХIIIв.в. на базе свода законов Юстиниана. Главный признак данной правовой семьи – формирование на основе римского права. Становление национальных правовых систем, совпавшее с изучением римского права, объективно породило явление его рецепции: из римского права были восприняты идеи закона как воплощение общей воли и его высшей юридической силы, активная правотворческая деятельность государственных органов, кодификация законодательства и др.

Он издается правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламент предварительно устанавливает круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения.

Как указывалось ранее, В Италии судебный прецедент не относится к числу источников уголовного права. Полномочия суда ограничиваются всецело толкованием и применением правовых норм. Данное в судебном решении истолкование правовой нормы имеет обязательную силу только для решения судом уголовного дела и для сторон, в нем участвующих. Это решение теоретически и юридически не связывает судью при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Это правило действительно для судов всех уровней. Даже решения Верховного Кассационного суда не обязывают нижестоящие суды следовать содержащимся в них интерпретациям закона. Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.).

В МУЗЕЙ — БЕСПЛАТНО

Географическое положение — Государство на юге Европы. Общая площадь 301 тыс.кв.км. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, на востоке со Словенией, на северо-западе с Францией. Италии так же принадлежат острова Эльба, Сицилия и Сардиния. Омывается 5 морями — Адриатическим, Ионическим, Средиземным, Тирренским и Лигуриийским.

XX в. привело к радикальным изменениям, главным образом в уголовном праве и судопроизводстве. Смысл этих перемен состоял в переходе от политики либерализации к ужесточению наказаний и ограничению прав подозреваемых на защиту.

Король назначал премьер-министра и отдельных министров. Правительство — орган общей компетенции, осуществляющий повседневное руководство страной. Правительство обладало правом законодательной инициативы и правом приостанавливать нормативные акты парламента.

Так, например, Законы № 1736 от 21 декабря 1933 г. и № 141 от 7 марта 1938 г., регламентирующие банковские операции, содержат уголовно-правовые санкции за совершение преступлений, связанных с деятельностью банка[837].

В новое время Италия вступила отсталой и политически раздробленной страной. Под влиянием европейских буржуазных революций в XIX в. в Италии сложились условия для объединения страны и развития капитализма. Этот путь к буржуазному обществу и государству был трудным и своеобразным. В результате длительных национално-освободительных войн 8 небольших итальянских государств к 1861 г. были объединены в единое королевство, к которому в 1870 г. присоединилась папская область — Понтификат. Однако нельзя сказать, что судебные постановления не играют серьезной роли в системе итальянского права вообще и уголовного права, в частности. Как правило, при решении конкретного дела суды учитывают то толкование применяемых ими норм, которое является традиционным для судебной практики. Кроме того, учитывая полномочия Верховного Кассационного суда по отмене ошибочных решений как нижестоящих судов, так и своих собственных, суды на практике признают за правоположениями, содержащимися в решениях Верховного Кассационного суда по конкретным делам нормативную силу и значение источника уголовного права.

В Италии отсутствует на национальном уровне институт, аналогичный омбудсману. В то же время Закон об устройстве местной автономии 1990 г. содержит обязательную норму об учреждении подобного институтагражданского защитника (difensore civico) во всех областях. Первые должности гражданских защитников были учреждены в Тоскане и Лигурии еще в 1974 г. В настоящее время омбудсманы учреждаются также на уровне провинций и коммун.

Прежнее законодательство в период Итальянской республики было приведено в соответствие с демократическими принципами Конституции 1947 г. Из него были изъяты все нормы, пронизанные фашистской идеологией.

Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г. Конституция почти без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе пяти профессиональных судей.

В течение длительного времени основным источником права в романо-германской правовой семье была научная доктрина. Именно в университетах (в период XII-XIX вв.) были главным образом выработаны основные принципы права. И лишь с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона. Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей в количестве не менее 50 тысяч человек — народная инициатива. В то же время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. То есть законопроект, представленный областным советом, может касаться только данной области, избиратели не могут вносить проекты в сферах, зарезервированных за правительством, и т. д. Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям.

Особенности законодательной власти

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоятельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и консультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, рассматривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Среди других источников романо-германской правовой семьи следует иметь в виду международное право, общие принципы права, правовой обычай, договоры нормативного содержания.

Уголовные дела расследуются органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции). Основным законом Италии стала Конституция королевства Пьемонт 1848 г., которая представляла собой октроированный акт, воспроизводящий Хартию Франции 1830 г. С дополнениями она действовала около ста лет.

RISOLVO PROBLEMI. КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

Для этого необходимо единственное условие — такие правоположения должны вытекать не из единичных решений Кассационного суда, а должны отражать определенную устойчивую линию судебной практики, т. е. подтверждаться рядом идентичных решений.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и двух экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием двух таких же экспертов.

Что интересного можно увидеть в некоторых источниках права Италии? Например, итальянский ГК и Закон о браке, в силу большого влияния католической церкви, допускали только юридически оформленное раздельное проживание супругов, но не развод. Лишь с 1970 г. Законом было предусмотрено несколько случаев, когда в судебном порядке после 5-7 лет раздельного проживания развод может быть разрешен. Требование консервативных сил отменить этот Закон, вынесенное в 1974 г. на референдум, было отвергнуто большинством населения страны. Принятый в 1987 г.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

Рецепция – заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других стран или прошлого опыта. При этом подразумеваются не механические действия, а процесс восприятия, адаптации права к конкретным условиям государства. Рецепция римского права как один из наиболее важных признаков романо-германской правовой семьи означала: во-первых, возрождение изучения римского права в университетах, в ходе которого осуществлялось восприятие правовых концепций, взглядов и образа мыслей школы римского права; во-вторых, применение терминов римского права, использование принятых в нём структур и понятий (деление на частное и публичное, классификация прав на вещное и личное, понятие пользователя, сервитута, давности, представительства, найма и др.).

Они касаются административно-территориального деления страны, статуса органов высшей государственной власти. Конституционные законы принимаются посредством особой процедуры. Обе палаты парламента с интервалом в три месяца обязаны дважды голосовать по ним, причем второе голосование – ратифицирующее. Для принятия закон должен быть одобрен абсолютным большинством членов каждой палаты. При несоблюдении этого условия конституционный закон выносится на референдум. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 — Парламентом на совместном заседании палат и 5 — высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

РЕСПЕКТАБЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ ДЛЯ ВСЕХ

Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту, состоявшему из сената и палаты депутатов. Сенаторы назначались королем пожизненно. Палата депутатов избиралась на пять лет и могла быть досрочно распущена королем. Выборы депутатов проводились по мажоритарной системе. К избирателям относились мужчины, достигшие 30-летнего возраста, или 21 года, умеющие читать и писать, или если они платили прямой налог, или имели земельную собственность или квартиру, или отбыли воинскую повинность.

Он включал в себя теперь и нормы торгового права, охватывая правовой регламентацией широкий спектр частноправовых отношений.

Доктрина выделяет правоположения такого рода в особую категорию правил, названную «консолидированной юриспруденцией», при этом, по мнению ряда итальянских авторов, она является исключением из принципа непризнания судебного прецедента источником уголовного права[838].

Формой правления в Италии была выбрана унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей. Данная форма весьма близка к классической модели (Французская четвертая республика).

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.