Трудовой кодекс профсоюзы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой кодекс профсоюзы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

This article raises the question of the relationship between workers and employers through collective bargaining through a trade union. This type of interaction in the labor law is called social partnership. The author analyzes the legislative framework for the establishment of trade unions and other representative bodies of employees.

Учет мнения профсоюза происходит в следующих случаях:· при привлечении к сверхурочным, исключая пять экстренных случаев, вызванных авариями, отсутствием сменщика и т.п. (ст.99); · утверждении графика отпусков (ст. 123); · утверждении размера оплата труда в ночную смену (ст. 135, 154); · утверждении форм расчетного листка (ст. 136); · определении порядка премиальных выплат (ст. 144); · определении размера доплаты за вредность (147); · утверждении норм труда (ст. 159, 162); · утверждении правил внутреннего распорядка (ст. 190). Отдельно стоит учет мнения при увольнении члена профсоюза. Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профкома по его проекту.

Трудовой кодекс республики казахстан

В случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза.
Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Комментарий к статье 377 Статья 378.

По таким вопросам профсоюзы имеют право внести соответствующие предложения в исполнительные органы власти, т.е. право на трехсторонние переговоры и соответствующие трехсторонние соглашения.В соответствии со статьями 22, 32 и 377 работода­тель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников — выборных профсоюзных ор­ганов (профсоюзных комитетов).

Каждый из перечисленных подходов к раскрытию содержания понятия социального партнерства имеет право на существование хотя бы в силу того, что способствует получению более полного знания о содержании столь емкой и многогранной категории, применяемой к тому же в сфере самых различных общественных наук. Однако применительно к правовой тематике нашего исследования целесообразно использовать данное понятие в его нормативном понимании, изложенном российским законодателем в легальном определении социального партнерства. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Исходя из этого положения, чтобы не нести профсоюзам дополнительные расходы на экспертов, целесообразно добиваться записи в коллективном договоре об оплате экспертов за счет работодателя, а еще лучше – и в отраслевом тарифном соглашении, поскольку работодатель нанимает экспертов, специалистов и посредников за счет себестоимости или прибыли, которую заработали работники, а профсоюзы (работники) оплачивают такие услуги из своего кармана.

Кодексом не предусмотрено обязательное участие соответствующих органов исполнительной власти в принятии отраслевого тарифного соглашения (ОТС), кроме случаев, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней (ст. 35). Органы исполнительной власти могут являться стороной социального партнерства, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей (ст. 23, 34). Данные положения обязывают профсоюзы в процессе коллективных переговоров провести экспертизу вопросов, выдвигаемых для согласования или переговоров на предмет определения необходимости привлечения к их решению соответствующих органов исполнительной власти.

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Требует внимания статья 33, указывающая, что при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Обязанность работодателя рассмотреть и принять меры по устранению нарушений, а также в недельный срок с момента получения сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования (представления) и принятых мерах (ст. 22 и 370). Кроме того, ТК РФ предусматривает возможность принятия работодателем решений с учетом мнения профсоюзного комитета.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В статье 23 ТК РФ, под социальным партнерством предлагается понимать систему организационно-правовых форм саморегулирования социально-трудовых отношений на основе согласования интересов работников и работодателей в целях смягчения социальной напряженности и достижения социального мира. Несколько иной порядок учета работодателем мнения профкома установлен при принятии им решения о расторжении трудового договора с работниками — членами профсоюза по основаниям п. 2 (сокращение численности штата), подп. «б» п. 3 (несоответствие по недостаточной квалификации) и п. 5 (неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей) ст. 81 Кодекса. В этих случаях работодатель направляет в профком проект соответствующего приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия этого приказа, а профком в течение семи рабочих дней со дня их получения рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение.

В свою очередь, на основании ч. 2 ст. 46 ТК определяются случаи, при которых наниматель может производить увольнение только с предварительного согласия профсоюза. Основополагающим здесь является получение ответа со стороны профсоюза. При этом какие­либо сроки не определены. Установленный ч. 1 ст. 46 ТК двухнедельный срок в отношении ч. 2 ст. 46 ТК не применяется.
В коллективном договоре организации предусмотрено, что расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (ч. 2 ст. 46 ТК). В данном случае имеет место увольнение за прогул (ч. 5 ст. 42 ТК). Часть 2 ст. 46 ТК не дает указания на срок уведомления.

Трудовой кодекс о преимуществах и гарантиях членам профсоюза

Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в содержании коллективного договора, соглашения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений.

В статье поднимается вопрос о взаимоотношениях работников и работодателей, устанавливаемых на основе заключения коллективного договора при участии профессиональных союзов либо иных представителей работников. Такой вид взаимодействия в трудовом праве называется социальным партнерством. Автором проводится анализ законодательных основ для создания профсоюзов и иных представительных органов наемных работников.

В главе 58 (ст. 370 — 378) закрепляется право профсоюзов на осу­ществление контроля за соблюдением трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового нрава.

Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Статьей 370 закреплено право профсоюзов, его пра­вовых инспекций направлять работодателям требования или пред­ставления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового нра­ва, обязательные для рассмотрения.
Работодатель в предусмотренных Кодексом случаях перед принятием решения должен направить проект локального нормативного акта и обоснование к нему в профком, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. А данный профком не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта направляет работодателю свое мотивированное мнение по проекту. Работодатель, если не согласен с этим мнением, обязан в течение трех дней после его получения провести дополнительные консультации с протоколом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Если же согласия при этом они не достигли, возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель может принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован профкомом в орган Гострудинспекции или в суд.
Кроме того, нельзя увольнять по инициативе администрации лиц, избиравшихся в профсоюзные органы, в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, только в случае полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, являющихся основанием увольнения.
В соответствии со ст. 46 Трудового кодекса Республики Беларусь расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (ст. 42, кроме п. 2 и 7) производится после предварительного, но не позднее чем за две недели уведомления соответствующего профсоюза.

Не представленное в семидневный срок мнение профкома или немотивированное мнение (например, просто «не согласен») работодателем не учитывается.
Таким образом, ч. 1 ст. 46 ТК устанавливает в качестве общего правила обязанность нанимателя предварительно уведомлять профсоюз о намерении расторгнуть трудовой договор по своей инициативе. При получении уведомления профсоюз вправе не давать на него ответа. Наниматель также не связан необходимостью получения ответа на уведомление.

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах). Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.Кроме того, ФЗ «О профсоюзах их правах и гарантиях деятельности» устанавливает ответственность профсоюзов за невыполнение своих обязанностей по коллективному договору, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной.

Профсоюзы: новый трудовой кодекс превратит всех в крепостных

Эта норма требует от профсоюзов взвешенного и грамотного подхода к определению набора и уровня требований к работодателю, так как отсутствие тех или иных положений в коллективном договоре может значительно снизить уровень социальной защищенности работников. Один из множества примеров: согласно статье 39, оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной (что не совсем, мягко говоря, социально справедливо), если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Орган Гострудинспекции при получении жалобы (заявления) профкома обязан в течение месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения. В настоящее время отнесение конкретного профсоюза к категории общероссийских осуществляется практически без проверки того факта, действует ли он реально на территории более половины субъектов Российской Федерации (по закону профсоюз должен объединять свыше 50 % работников данной отрасли). Вряд ли такой упрощенный подход к регистрации общероссийских профсоюзов оправдан.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.