Брак и семья в россии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брак и семья в россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перед рассмотрением основных направлений исследования семьи, необходимо кратко остановиться на социально-психологических факторах, которые оказывают влияние на исследования семьи в современной России. Ранее мы рассмотрели их в предисловии к первой части сборника (Семья, брак…., 2014), поэтому сейчас подчеркнем самые важные и не утратившие актуальности.

Однако принятые меры демографической политики, обусловленные прежде всего задачами увеличения численности населения России, мало повлияли на современное состояние института семьи.
И если в 2002 году каждая 2-я российская семья имела несовершеннолетних детей, то в 2010 году – только 2 из 5 семей. Общее число семей с несовершеннолетними детьми сократилось между переписями населения 2002 и 2010 годов на 17,7%.

Дополнительные материалы по теме: Семья и брак. Семья как социальный институт.

Брак является не только способом оформления отношений перед государством, но и формой социального контроля.
Брак вступает в юридическую силу с момента росписи супругов в Книге регистрации актов гражданского состояния.

Так, около четверти опрошенных (24 %) отметили, что уже смогли создать прочную, счастливую семью. Подавляющее большинство представителей молодежных групп указали, что еще не достигли этого, но им вполне это под силу (70 %).

Образ жизни и поведение молодёжи в той или иной мере обусловлены условиями жизни и атмосферой родительской семьи, её семейной культурой. О. Ю. Косова предпринимает попытку сформулировать универсальную дефинитивную конструкцию, пригодную и для права: семья — основанная на лично-доверительных началах и совместной жизни малая социальная группа, члены которой связаны родством, браком и т.п., существование которой необходимо для воспроизводства общества.

Похожие книги на «Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2»

Или, допустим, люди живут в разных городах и считаются семьей, потому что у них есть общие интересы, ответственность друг перед другом, а то и экономические дела, и они встречаются по субботам и воскресеньям. Это называется «шпагатный брак», или «брак выходного дня».

По прежнему среднестатистической российской семьей является семья с двумя родителями, состоящими в браке, и одним ребенком (67% семей против 68% в 2002 году). В однодетных семьях проживает почти половина несовершеннолетних детей. А это значит, что ребенок проводит свободное время дома среди взрослых, и практически лишен полноценного общения с сиблингами (братьями и сестрами) [vii].

Пара проживает вместе, ведет общее хозяйство и воспитывает детей, хотя отношения не зарегистрированы в ЗАГСе. При этом партнеры по закону не имеют ни прав, ни обязанностей. Однако права детей, рожденных в таком браке, ничем не отличаются от прав малышей, рожденных в официальном.

В российской доктрине права социального обеспечения семья многими и давно рассматривается точно таким же образом. В семейно-правовой доктрине это положение рассматривается лишь как гипотеза. Так, Ю. А. Королев, ссылаясь на позицию известного правоведа 1920-1930-х гг. П.

Форма союза с многовековой историей и широким распространением в средние века. Бракосочетание относится к обрядам Святого Таинства и называется венчанием.

Кроме традиционных видов брака, существуют и альтернативные типы союзов. Большая их часть относится к фактическому типу, так как они сами противоречат понятиям законности и морали. Определение брака упоминается в различных юридических, исторических и социологических трактатах. Зачастую общество воспринимает его, как зарегистрированный союз между женщиной и мужчиной. Для другой части населения более важен духовный аспект воссоединения пары.

Когда я училась в магистратуре у нас был предмет «Межпоколенное взаимодействие». Суть предмета была в изучении взаимодействия поколений в разных областях жизни человека. Одно из заданий было провести микроисследование на эту тему. Моя коллега и сокурсница Ксения Сухова затронула очень интересную и важную тему нетрадиционной семьи.

В белорусском Кодексе, как мы уже отмечали, дана дефиниция брака, а в ст. 59 — определение семьи: «Семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.

Под альтернативным или нетрадиционным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, которые не намереваются юридически оформлять (или делают это формально) сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения.

С сожалением приходится констатировать радикализацию взглядов представителей, как первого, так и второго лагерей, которую можно рассматривать в качестве второго фактора. С обеих сторон наблюдается полное нежелание искать рациональное звено во взглядах оппонента. Более того, нередки случаи, когда научная дискуссия принимает крайние формы.

Таким образом, браком правильно будет считать только тот семейный союз мужчины и женщины, который санкционирован государством, т.е. который зарегистрирован в государственном органе регистрации актов гражданского состояния. Зарегистрировавшие законным образом свой брак получают статус мужа и жены.

С сожалением приходится констатировать радикализацию взглядов представителей, как первого, так и второго лагерей, которую можно рассматривать в качестве второго фактора. С обеих сторон наблюдается полное нежелание искать рациональное звено во взглядах оппонента. Более того, нередки случаи, когда научная дискуссия принимает крайние формы.

Современная семья переживает глубокий кризис. Справедливости ради, следует сказать, что семейный кризис носит глобальный характер, присущ всем развитым странам, возник не в последние годы. Корни кризиса кроются в тех радикальных преобразованиях, которые произошли в Европе и Северной Америке под влиянием индустриализации.

Статистика различных браков и измен в них

По данным социологических исследований, в течение последних 10 – 15 лет семья, брак, дети устойчиво занимают лидирующее место в перечне базовых ценностей российской молодежи.

Сожительство мужчины и женщины, никак не оформленное перед законом. Такой союз юридически признается не во всех странах. В качестве исключения можно назвать Германию, Италию, Эквадор и др. Определяющими моментами считаются — ведение совместного хозяйства и наличие общих детей.

Социализация личности – воспитание всесторонне развитой личности возможно только в нормальной семье. Это отнюдь не означает, что люди, выросшие в неполной (нестабильной) семье или вне семьи, не могут стать полноценными гражданами. Но недостатки семейного воспитания (семейной социализации) они будут ощущать всю свою жизнь.

Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей.

Мы живем в период радикальных изменений семейных отношений и структуры семьи. Модернизация — это такое философское понятие, которое описывает макроизменения, переход от традиционного общества к современному. Такой социальный институт, как семья, то есть устойчивые отношения между людьми, в контексте модернизации, конечно, изменяется. Это факт.
Меры демографической политики 2006-2013 годов улучшили демографические показатели. Уровень рождаемости вырос на 15 % , по вторым рождениям — на 17, 5 %, по третьим – на 26, 3 %. Уровень смертности снизился на 10 %. В среднем на 2,3 года увеличилась продолжительность жизни россиян, и составила в среднем 69,8 лет, для женщин – 75,6 года, для мужчин – 64 года.

Многоженство как тип брачных отношений характерно для мусульманских стран, где является официальным. В России оно также встречается, в особенности в регионах, где исповедуют ислам.

Ко мне, как к семейному психологу обращаются родители, чаще матери, у которых дети образуют одну из форм нетрадиционной семьи. Поэтому, я считаю, что данный вопрос является актуальным для тех родителей, кто столкнулся с этой проблемой. А для остальных, у кого классическая, традиционная семья, будет интересен в качестве полезной информации.

Распространение альтернативных или нетрадиционных видов брака и приравнивание их к официальным бракам приводит к проблеме идентификации брака как правового и социального института, расплывчатости в выполнении брачных ролей, времени их начала и истечения, объема прав и обязанностей супругов.

Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.

Исторически семья всегда понималась как некая общность. В Толковом словаре В. Даля сообщается: «Семья, семейство — совокупность близких родственников, живущих вместе (родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью)».

Необходимо отметить, что данный сборник не первый, посвященный проблемам психологии семьи, который выходит в Институте психологии РАН. За последние годы было издано три книги. В 2013 году вышел сборник «Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире» под редакцией В. А. Кольцовой.

Все книги автора Коллектив авторов

Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Об этом свидетельствуют данные переписей населения 2002 и 2010 годов, опровергающие достаточно распространенное мнение о том, что семья перестала быть «ячейкой» российского общества[iii]. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни.

Низкая культура межличностных отношений превратила современную семью в своеобразный полигон для всех видов насилия – от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не «распуская рук».

Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей. Она является своего рода посредником между личностью и обществом. Именно в семье индивид проходит первичную социализацию и подготовку к самостоятельной жизни в обществе. Ценности фамилизма (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) по мере модернизации размываются, становятся менее устойчивыми и престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений. Растет число адюльтеров, т.е. супружеских измен.

Молодежь как социальная группа.

Началу такого диалога и призван послужить представляемый читателю сборник. Книга издается в Институте психологии РАН при содействии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета и Психологического института РАО.

Подсчитывать степень разводимости, этот коэффициент, можно по-разному, демографы тут поднаторели. Но надо сказать, что, как ни подсчитывай, мы оказываемся в первой пятерке, а по каким-то специальным показателям даже вообще первыми в Европе по разводимости. Фактически каждый второй брак заканчивается разводом.

В течение всего XX века, особенно во второй его половине, традиционные структуры меняются и, что самое главное, формы семьи становятся разнообразными. Сейчас речь идет уже не только о модернизированной, современной семье, но и о возникновении нетрадиционных семей — по способам проживания, по устройству сексуальных отношений, по выбору репродуктивной политики.

Основные положения закона о разводе

Семейная социальная роль – это предпᴎϲываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом. ᴎϲполнение семейной роли во многом завᴎϲит от сформировавшегося в процессе социализации ролевого образа.

Изменился сам образ жизни людей в современных обществах, современная цивилизация привела к утрате высокого и значимого в прошлом места семьи в социальной структуре общества.
В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.