Независимость суда что это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимость суда что это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие. Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст. 10—11 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.

Прошли, по-настоящему, массовые митинги и марши. В стране наметилась серьезная дискуссия о политической реформе. Много внимания уделяется вопросам реформирования партийной и избирательной системы, усиления парламента и выборности губернаторов. Однако удивительным образом вопрос реформирования судебной системы остается в тени. Конечно, о необходимости такой реформы говорится регулярно, и властью даже делаются отдельные шаги по совершенствованию судебного процесса. Но об обеспечении независимости судебной власти, прежде всего от исполнительной власти и Президента, серьезно и по существу говорят только некоторые эксперты, как правило, в своем узком кругу. При этом очевидно, что без независимого суда любые изменения могут стать очередной декорацией.

А Основные методы современной биотехнологии. Метод полимеразной цепной реакции, его основные принципы, цели. (Молитесь, чтобы вам это не попалось.

Определение «Независимость судей» по БСЭ:

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом. Эти принципиальные положения нашли закрепление во многих правовых актах судоустройственного и судопроизводственного характера (например, в ст. 5, 13 и 29 Закона о Конституционном Суде, ст. 5 Закона о судебной системе, ч. 4 ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 5 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», ст. 12 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», ст. 5 АПК РФ, ст. 7 ГПК РФ).

К использованному тексту, который утвержден Парламентом по инициативе Президента более двадцати лет назад, можно многое добавить, но нечего убавить. Осуществление правосудия, обусловлено стремлением государства защитить от посягательств установленный им правопорядок, обеспечить утверждение социальной справедливости путем предупреждения правонарушений и наказания за уже совершенные правонарушения. Именно в этой сфере государство имеет возможность определить систему особо важных социальных ценностей, которые подлежат его защите, и выразить их в нормах различных отраслей материального права в качестве объектов возможных правонарушений (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, гражданские и политические права человека, собственность, нерушимость конституционного строя и т.д.) Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России // Государство и право. 2003. № 7..

К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.К юридическим гарантиям независимости судей относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, несменяемость судей, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела.
В книге представлены результаты изучения социологическими методами группового правосознания трех категорий респондентов: судей, населения и предпринимателей.

Гласность, приоткрыв завесу “служебных тайн”, выставила напоказ язвы судопроизводства: коррупцию, сокрытие преступлений от учета, дутые показатели раскрываемости, почти полное отсутствие оправданий, отработанную технологию добывания лжепризнаний и осуждения невиновных. Пресловутый обвинительный уклон был наглядно зафиксирован в результате изучения 343 уголовных дел, осужденные по которым были в конечном итоге реабилитированы вышестоящими судебными инстанциями: хотя адвокаты в 98% случаев просили оправдать подзащитных, суды вопреки материалам дел постановляли обвинительные приговоры…».
Приведенные слова, могут показаться выдержкой из какой-нибудь сегодняшней оппозиционной декларации или статьи. На самом деле это извлечение из Концепции судебной реформы в РСФСР (между прочим действующей), утвержденной еще Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года N 1801-I.

Политическая и материальная независимость судей

В соответствии с этим принципом государство должно обеспечить условия, при которых судьи имели бы реальную возможность принимать ответственные решения только на основе предписаний закона, без постороннего вмешательства и без какого бы то ни было давления или иного воздействия. Независимость означает самостоятельность, несвязанность обстоятельствами или чужой волей. Принцип независимости судей базируется на основах К строя РФ. Согласно КРФ судебная власть является разновидностью гос власти. Органы зак, исп и суд власти самостоятельны.

Длительное время именно в этой области происходило нарушение прав человека, поскольку отсутствовали четкие механизмы обеспечения судебного порядка недобровольного помещения людей в психиатрические учреждения. Ныне законодательно определяется, что государство доверяет решение этих вопросов только суду и устанавливает строгую процедуру подобных дел.

В соответствии со ст. 120 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется независимыми судьями, к которым относятся не только профессиональные судьи, но и присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в рассмотрении дел в судах первой инстанции. Принцип независимости судей заключается в том, что при принятии решений судьи руководствуются только законом, совестью и внутренним убеждением, основанном на исследованных в суде допустимых доказательствах (ч. 1 ст. 17 УПК РФ).

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

В интересах эффективности выполнения поставленных перед Конституционным Судом РФ задач сам Суд и его судьи должны функционировать в условиях соблюдения принципа независимости.

Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 16 Закона «О судебной системе Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Наряду с этим законодательство устанавливает правила лишения или ограничения дееспособности граждан, которые также может применять только суд, вследствие душевной болезни или слабоумия человека либо злоупотребления им спиртными напитками и наркотиками (ст.258 ГПК РФ).

Порядок финансирования судов как гарантия независимости

Таким образом, независимость Конституционного Суда РФ как высшего органа, осуществляющего конституционное правосудие, определяется конституционным положением, зафиксированным в ст. 10 Конституции РФ. Согласно закрепленному в этой статье принципу разделения властей органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По мнению Н. М. Чепурновой, подобная конституционная формулировка «достаточно точно определяет положение судебной власти, которая не обладает независимостью, а лишь относительно самостоятельна, поскольку связана наличием сдержек и противовесов в системе всех властей»1. Многие факторы, способные ставить судью в зависимое от них положение, не могут быть парализованными лишь действием конституционных гарантий. Иначе говоря, одним только принципом несменяемости независимость судьи, конечно, не обеспечивается, поскольку у субъектов противоправного влияния на судью в запасе имеются многие средства. К ним можно отнести продвижение по службе, присвоение квалификационных классов, государственных наград и др. Все это можно считать основанием для закрепления в законе, например, формулы: судьям запрещается принимать государственные награды. Актуальность такой меры может быть обоснована, например, ссылкой на доплаты судьям, имеющим ученую степень (звание) или почетное звание.

Сама потребность для общества в особой сфере правосудия определяется в первую очередь неизбежностью и систематичностью возникновения в нем целого ряда конкретных ситуаций преимущественно конфликтного характера, которые нуждаются в постоянном разрешении на основе установленных государством правил, подводящих конкретные обстоятельства под наиболее типичные возможности урегулирования поведения людей. В силу этого осуществлять отправление правосудия, призваны судебные органы, которые действуют в названной сфере в качестве механизма защиты гражданского общества и отдельной личности.
Назвав в гл. 2 УПК РФ принципы уголовного судопроизводства, законодатель не указал в этом перечне независимость судей. Однако этот факт не означает отсутствия в уголовном процессе принципа независимости судей, поскольку указанное важнейшее положение прямо или косвенно отражено во многих правовых актах, регулирующих правоотношения в области судопроизводства, включая уголовное. Во-первых, указанный принцип – конституционный (ст. 120 Конституции РФ), т.е. общеобязательный. Во-вторых, в его основе лежат признанные Российской Федерацией источники международного права, в том числе Европейская хартия о статусе судей 1998 г. и др.

Ограничение личной свободы человека в случаях, исключающих применение мер уголовного наказания за совершение общественно опасного деяния (лицом, признанным невменяемым в силу психического расстройства), обусловливает необходимость принудительных мер медицинского характера. Ввиду исключительной важности для человека его конституционного права на свободу и личную неприкосновенность решение о принятии принудительных медицинских мер может быть вынесено только в порядке осуществления правосудия. Независимость судей обеспечивается не только предоставленными государством соответствующими гарантиями, но и требованиями, предъявляемыми к судьям законом, несоблюдение которых может повлиять на независимость судьи.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации в качестве приоритетной задачи определила утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Этот принцип закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Кроме того, принцип независимости Конституционного Суда РФ отнесен к числу основных начал его деятельности (ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.

Статус и роль суда как гаранта защиты прав человека в основном определяются Конституцией РФ, согласно ст. 119 которой суд есть самостоятельный и независимый орган государственной власти, обязанный решить задачу исключительной важности – обеспечить защиту прав и свобод человека. Конституционное положение «Российская Федерация – правовое государство» при всей его декларативности предопределяет высокую роль суда, устанавливает критерии независимого и беспристрастного судопроизводства, поэтому имеет непосредственное практическое значение в правоприменительной деятельности.

Подобное толкование представляется не совсем верным. Поэтому нет необходимости менять российское законодательство с целью устранения якобы неконституционности, противоречия ст. 10 Конституции РФ в части независимости судов, что предлагает Н. М. Чепурнова. Судебная власть действительно самостоятельна и независима в принятии своих решений. Органы законодательной и исполнительной власти не могут оказывать влияния на органы судебной власти, а значит, и на Конституционный Суд РФ, не могут принимать решения, отменяющие решения Суда, не вправе совершать действия, влекущие вторжение в компетенцию органа конституционного контроля. Таким образом, самостоятельность в принятии решений органами судебной власти говорит об их независимости от органов государственной власти.

Еще по теме 8. Принцип независимости судей:

Судебная реформа в России началась уже почти сто пятьдесят лет назад. Ясно, что одной статьей невозможно ответить на все вызовы, которые стоят перед нами.

Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

B Основное уравнение динамики численности и принципы популяционной экологии. S-образный (логичтический) рост популяций у животных. Емкость среды.
Организационное построение судебной системы социалистических государств исключает какое-либо влияние со стороны любого вышестоящего (судебного или иного) органа на существо решений или приговоров, выносимых судом по конкретным делам. В целях обеспечения организационной независимости суда законодательство социалистических государств предусматривает целый ряд гарантий, в том числе выборность судей и народных заседателей во всех звеньях судебной системы, право досрочного отзыва избирателями судей, не оправдавших их доверия, особый порядок судебной и дисциплинарной ответственности судей.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.